
Задачей компаний станет демонстрация всему миру качества местного продукта. К сожалению, потребители сейчас не знают, что они пьют под видом кофе, откуда к ним прибыл этот напиток.
– Французы не экспортируют виноград, они торгуют за рубежом фирменными бутылками Moscato, – рассуждает основатель компании Moyee Шейн Рейли. – Этот подход не должен быть иным и для стран, выращивающих кофе, таких, как Эфиопия и Уганда. Блокчейн позволяет устранить посредников, поощряет развитие доверительных отношений, потому что потребители точно знают, что они пьют, откуда прибыли их кофе.
Разрабатывать решения будет компания Bext 360. Основная задача проекта – повышение прозрачности индустрии, которая позволит потребителям быть спокойными по поводу того, какой продукт они покупают. Попутно удастся устранить ряд других проблем.
Эфиопия заработала в прошлом отчетном году $866 миллионов на продаже кофе за границу. Но для ее кофейной индустрии есть много преград:
• цепочка поставщиков непонятная;
• среда, в целом, мутная;
• фермеры зарабатывают мало.
Если бы весь проданный кофе был обжарен, упакован и маркирован внутри страны, Эфиопия заработала бы $2,7 миллиарда за тот же период. А пока там только шелушат зерна и экспортируют их в Европу грузовым транспортом.
Компания Moyee планирует открыть предприятия для обжарки кофе в Аддис-Абебе, где будут работать местные сотрудники. Это позволит ей поменять правила игры, ведь сейчас 99,9% кофе обжаривается в Европе.
Компания Bext 360 создала платформу, на которой транзакции можно будет контролировать в режиме реального времени. Она уже подсоединена к станции в провинции Оромии, где фермеры продают сырье. Там начинается цепь поставок. На сайте приложения появились фотографии всех селян, которые выращивают кофе, есть информация о том, сколько килограммов они привозят на станцию, какова рыночная цена этого сырья, сколько они получают на руки.
Все поставки токенизируются. По мере прохождения пути от полей до барных стоек и полок магазинов можно видеть всю добавленную стоимость для этого товара. В блокчейне фиксируют разную информацию: от учета платежей до фрахтования транспорта, от типа ценообразования до вариантов обжарки. Фермеры получают 20% от прибыли фирмы Moyee, что является хорошим началом для обеспечения им достойного уровня оплаты.
– Это следующий большой шаг в кофейной революции, – говорит соучредитель компании Гвидо Ван Ставерен. – Наша платформа полностью меняет правила игры. Криптоденьги позволяют нам выплачивать награду фермерам напрямую, делать это сразу после поступления товара на склад. Умные технологии помогут простым мужчинам и женщинам, работающим на плантациях, получать выгоду от своего труда.
Блокчейн – это система хранения записей о сделках, в которой операции записываются последовательно, в хронологическом порядке. Изменить или подделать данные в нем невозможно. Bext360 и Moyee использовали блокчейн Stellar для своей разработки. Эта разновидность была учреждена Джедом МакКалебом. В отличие от сети биткоина, стеллар справляется с большим объемом международных микроскопических платежей.
– Блокчейн стеллара – это способ более справедливо платить фермером за их реальный труд, – поясняет МакКалеб. – Сборщики кофейных зерен обычно сдают по 30 килограммов в сутки. Они загружают их в специальную машину с сенсорными датчиками и системой оптического распознавания. Она просеивает и сортирует зерна. Эта машина автоматически оценивает каждое зернышко, присваивая ему ранг. Потом при помощи токенов можно отследить весь путь поставки по миру.
Сеть кофеен Starbucks тоже недавно заявила о запуске пилотной программы, связанной с технологией блокчейна. В рамках этого проекта будут отслеживаться поставки кофейных зерен в разные страны. В эксперименте примут участие отдельные поставщики из Коста-Рики, Колумбии, Руанды.
– В течение следующих двух лет мы покажем, как инновационные технологии хранения данных, новые платформы способны дать кофейным фермерам больше финансовой силы и свободы, чем это было ранее, – рассказывает генеральный директор Starbucks Кевин Джонсон. – Эти новые цифровые инструменты имеют потенциал для открытого и прямого включения производителей в работу рынка.
Производство кофе в Эфиопии – давняя традиция, которая насчитывает много веков. На долю страны приходится около 3% мирового рынка. 20 миллионов человек считают доходы от этой деятельности основным средством к существованию. Только 15% стоимости мешка бобов идет Эфиопии. Цена этого сырья растет, но объем поставок постепенно падает.